По статистке проблемы со слухом у новорожденных и детей первых месяцев жизни выявляются не так уж и редко. К сожалению, существует определённое число пациентов с полной глухотой, вызванной различными причинами. Если слух не отсутствует полностью, происходит формирование слуховых образов, недостаточных для правильного развития речи и правильной ориентации в звуковом пространстве. Проще говоря, малыш не может повторить то, что он не слышит. Это, прежде всего, относится к согласным звукам. Все согласные буквы произносятся в верхнечастотной части речевого диапазона, а именно там и наблюдается максимальное снижение слышимости при большинстве случаев тугоухости.

Развитие речи у всех детей начинается с произнесения гласных звуков, которые быстро приобретают всё больше интонационных оттенков. До тех пор, пока не будет произнесено первое слово, многие дети с помощью жестов, иногда даже не открывая рта, издают множество гласных звуков с богатой эмоциональной окраской. Что удивительно, но родители их прекрасно понимают и всегда точно знают, что ребенок хочет сообщить.

У детей со сниженным слухом произнесение первых слов сильно задерживается и зачастую произносится неправильно, то есть без согласных звуков. Чем больше потеря слуха, тем меньше интонаций в звуках, издаваемых ребёнком. В случае глухоты звуки напоминают однообразное мычание без всякой интонации и в любой ситуации. Всё это проявляется на первом году жизни и обычно заставляет родителей обратиться к врачу. Но чем раньше заподозрено снижение слуха, тем больше шансов найти причину и возможность устранить её.

Простейшими способами проверить слух у ребенка можно воспользоваться в домашних условиях. Даже у новорожденного звуки могут вызывать ответные реакции. Например, громкий хлопок в ладоши вызывает рефлекторное мигание. Только не нужно это делать рядом с лицом, потому что резкое движение воздуха приводит к такой же реакции. К концу первого месяца ребенок уже может поворачивать глаза, а затем и голову в сторону громкого звука. Однако надо понимать, что реакции на некоторые громкие звуки могут появляться даже у детей с сильным снижением слуха и полностью глухих. Это звуки низкой частоты, такие как гул самолета, работающие двигатели бытовых приборов, закрывающаяся дверь, шаги и звуки падающих предметов. Они воспринимаются другими, то есть не слуховыми рецепторами. Иногда родителей это заставляет думать, что ребенок слышит.

Если снижение слуха позволяет ребенку слышать только часть звуков, то такую же часть он впоследствии может и воспроизвести речью. То есть правильное произношение слов не может сформироваться самостоятельно. Но, как и при других заболеваниях, раннее выявление нарушения слуха у ребёнка может помочь сильно изменить его жизнь в лучшую сторону.

Определить, как слышит взрослый человек, достаточно просто. Можно использовать его ответы на предъявляемые звуки различной громкости и тональности. Такую оценку называют субъективной, а исследование тональной аудиометрией. С детьми проводить такое исследование можно только в возрасте 4-6 лет в зависимости от скорости его развития. Начинать можно не с обычной, а с игровой аудиометрии.



Для оценки слуха у детей раннего возраста, новорожденных и некоторых категорий взрослых используются объективные методы, то есть не требующие личных ответов.

Дело в том, что в ответ на звук организм реагирует независимо от нашего желания. К таким рефлекторным реакциям относится сокращение мигательных мышц глаза. Ещё один безусловный рефлекс - это сокращение мышцы, натягивающей барабанную перепонку. На регистрации такого ответа основана методика определения слуха по акустическому рефлексу.

Ещё один ответ может возникать во внутреннем ухе и также может быть зарегистрирован и дать представление о слухе ребенка. Называется он вызванная отоакустическая эмиссия. Ценность этой методики заключается в том, что исследование можно проводить прямо сразу после рождения ребенка. В развитых странах данное обследование проводится в родильных домах всем новорожденным. Большим достоинством метода является возможность обследования на дому, что важно для маленьких пациентов.

Наконец, самым сложным и дорогостоящим можно считать метод регистрации вызванных слуховых потенциалов головного мозга или, как его принято называть, компьютерной аудиометрии. Это нейрофизиологическое исследование требует условий, которые можно создать только в специализированных диагностических центрах или лабораториях. Частные или государственные - в нашей стране их немного, но они есть. Это объясняется не только дороговизной медицинского оборудования, но и отсутствием большого количества пациентов с такой патологией, которая требует столь глубоких обследований.

Теперь о главном, что хочется донести до родителей, для которых, собственно, и написана эта статья. Если даже окажется, что ваш ребенок недослышит или не слышит вовсе, это не трагедия. При современных методах лечения и обучения человек может быть полностью социально реабилитирован и вести полноценный образ жизни. Трагедией можно назвать те случаи, когда ребенок имеет значительное отставание в развитии от сверстников из-за неоказания помощи. Ответственность за это в равной степени несет и семья, и медицина, и общество, и государство. У каждого из них свои возможности, но главным двигателем должны быть и по-прежнему остаются родители. Именно от их настойчивости зависит будущее ребенка. При малейшем подозрении на снижение слуха у ребенка необходимо, прежде всего, обратиться к опытному детскому оториноларингологу. При анализе ваших наблюдений и простом осмотре уха можно решить многие диагностические задачи, а главное - определиться с необходимостью и возможностью проведения специальных обследований. Правильная тактика проведения первичного обследования новорожденных и детей первого года жизни позволяет выявить тугоухость, её характер, причины и предпринять все меры для возможно более ранней коррекции слуха.

В подавляющем большинстве случаев недавно возникшая потеря слуха у детей, может быть полностью восстановлено. Ранняя диагностика, как это ни банально слышать, даёт больше возможностей для полной реабилитации слуха.